Cнисходительность к руководству Турции «создает стратегический риск для европейских правительств»
Снисходительность к руководству Турции «создает стратегический риск для европейских правительств», пишет Марк Пиерини в своей статье для Carnegie Europe.
«Имея дело с Турцией в последние годы, озадаченные европейские правительства часто колебались между противодействием враждебности Анкары и демонстрацией открытости к диалогу. В настоящее время не вызывает сомнений то, что выбранная лидерами Турции траектория идет вразрез с интересами и ценностями ЕС по множеству различных причин.
Систематически нарушается верховенство закона. Абсурдная экономическая политика ослабляет крупную страну-партнера и ставит под угрозу объем европейских инвестиций. Отношения Турции со своими соседями резко ухудшились, а призывы ЕС к диалогу остаются без внимания.
Путь к всеобъемлющему соглашению по Кипру был закрыт президентом Турции, который заявил, что поддерживает решение о создании двух государств на острове, который был разделен с 1974 года.
Внешняя политика милитаризовалась и стала непредсказуемой. Вмешательство в Ливию создало риски для европейских интересов и может дестабилизировать страны Сахеля.
Вдобавок постоянные нарративы против якобы исламофобской Европы крайне двусмысленны и рассматриваются скорее как политический инструмент, чем что-либо подобное религиозным соображениям. Например, Турция в течение долгого времени вела массовую кампанию против репрессий Пекина в отношении уйгуров, мусульманского меньшинства в Западном Китае, и полностью забыла о ней, когда на карту было поставлено несколько миллиардов долларов китайской помощи.
Европейские лидеры проснулись. Неоднократные попытки успокоить президента Турции не увенчались успехом – он встречал их молчанием или провокациями.
Многие в европейских политических кругах сейчас считают, что в преддверии президентских выборов и выборов в законодательные органы Турции в 2023 году (если они состоятся) и, возможно, после этого, вероятно, будет сохраняться неблагоприятная позиция. Отчасти враждебность по отношению к Европе можно объяснить внутренними политическими и экономическими препятствиями, а также правящим альянсом между Партией справедливости и развития и Партией националистического движения.
Но еще одним сильным мотивом является готовность Турции дистанцироваться от Запада, когда на карту поставлены ее национальные интересы.
В последнее время это привело к множеству серьезных противоречий: развертывание и испытания российских ракет С-400; оспаривание морских границ с Грецией; блокирование политики НАТО по защите Польши и стран Балтии; препятствие операции НАТО «Морской страж», которая обеспечивает соблюдение эмбарго на поставки оружия всем воюющим сторонам в Ливии.
На практике – и несмотря на громкие заявления Турции об обратном – это означает выборочный отказ от приверженности Североатлантическому альянсу.
Вопреки своей структурной склонности к диалогу, Европейский совет больше не может использовать доброжелательность в отношениях с Анкарой. Тщательное разъяснение политики Европейского Союза в отношении Турции необходимо по нескольким направлениям и на основе оценки угроз интересам и ценностям ЕС.
Нет сомнений в том, что правительства некоторых стран ЕС будут продолжать придерживаться или поддерживать доброжелательный подход к Турции, будь то по принципиальным соображениям, чисто экономическим интересам или автократическому пристрастию.
Другие предпочтут более мускулистый подход. Анкара до сих пор прилагала все усилия, чтобы разделить европейские правительства, и использовала чрезвычайно агрессивный тон в отношении Франции, Германии и Нидерландов.
Несмотря на трудности, меню действий ЕС должно охватывать по крайней мере следующие семь областей:
Морские границы в Восточном Средиземноморье: Инициируйте прямые переговоры между Анкарой и Афинами, направив точное приглашение на первую встречу.
Экономика: направить приглашение на консультации по экономической политике и поддержать изменение процентной политики; участвовать в официальных консультациях по торговой политике Анкары для обсуждения, среди прочего, незаконного призыва к бойкоту французских товаров, согласования внешних тарифов ЕС и сертификатов происхождения; диалог с деловым сектором ЕС о рисках текущей экономической политики Турции.
Беженцы: изложите четкое, многолетнее предложение о поддержке сирийских беженцев в Турции.
Внешняя политика: оказывать конкретную поддержку мирному процессу в Ливии под руководством ООН и работать с Москвой и Вашингтоном над прекращением армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного Карабаха.
Военная область: Учитывая, что Анкара препятствует вступлению в НАТО и использует турецкие военные активы против интересов ЕС, пересмотреть экспорт ЕС промышленных товаров двойного назначения, а также инженерные и исследовательские проекты.
Верховенство закона: более активно осуждать систематический демонтаж верховенства закона в Турции и подчеркивать его негативное влияние на европейские инвестиции; вводить санкции против лиц, наиболее активно способствующих подрыву верховенства закона; усилить европейскую поддержку проектов в области демократии и прав человека.
Методы: решительно осуждайте оскорбления и применяйте санкции против лиц, причастных к разжиганию ненависти; проводить кампании по борьбе с дезинформацией; противостоять нарративу исламофобии.
Турция может выбрать для себя совершенно новый курс, но лидеры ЕС обязаны защищать свои ценности и интересы.
Закрывать глаза или преуменьшать то, что делает руководство Турции в отношении ЕС и НАТО, создает стратегический риск для европейских правительств. Снисходительность больше не вариант».